В XIV веке происходило
усиление Московского княжества - этот процесс также называется Возвышением Москвы.
В XIV веке этот процесс характеризуется началом объединения земель вокруг Московского
княжества, борьбой Москвы с другими потенциальными центрами объединения русских
земель, такими как Тверь и Литва, постройкой важных храмов, а также белокаменного
кремля в Москве. В ходе возвышения Москва возглавит борьбу русских земель против
татаро-монгольского владычества. Данный процесс
сыграл большую роль в объединении и централизации русских земель.
Одним из важнейших событий в рамках данного процесса является Бортеневская битва между Москвой и Тверью. Одну из ключевых ролей в данном событии сыграл московский князь Юрий Данилович. Он тайно от хана договорился с ордынским военачальником Кавгадыем о сотрудничестве, призвал новгородцев вместе с ним выступить против тверичан и выступил с войском навстречу Михаилу Тверскому. Тем самым Юрий сам спровоцировал начало битвы. Причинами Бортеневской битвы были: борьба Москвы и Твери за ярлык, претензии московского князя на первенство, необходимость для Юрия Московского устранить конкурента в борьбе за великое княжение. Следствием битвы стали острое недовольство хана поражением московско-ордынского войска и смертью его сестры Кончаки в тверском плену, что обернулось гневом против тверичей, убийством Михаила Тверского в Орде и усилением положения Москвы.
Еще одним важным событием в рамках процесса возвышения Москвы в XIV веке является окончательный переезд митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Главную роль в данном событии сыграл митрополит Феогност. Он приехал в Москву, объявил о своем решении поселиться здесь, приказал окончательно перенести кафедру митрополита из Владимира в Москву (до Феогноста часто проживал в Москве митрополит Петр), предложил московскому князю построить новые храмы в Москве. Кроме того, Феогност часто выражал свою благосклонность по отношению к московским князьям. Все эти действия Феогноста привели к повороту в жизни церкви и Москвы, обозначили становление Москвы как религиозного центра Руси. Причинами переезда кафедры митрополита в Москву были: усиление позиций Москвы, а также преемственность Феогноста по отношению к митрополиту Петру, который ранее переехал в Москву и умер там. Следствием переезда митрополита стало повышение авторитета Москвы как религиозного центра, еще большее ее выдвижение перед другими русскими землями, получение московскими князьями такого преимущества, как поддержка их политики самим митрополитом.
В 1327 году произошло антиордынское восстание в Твери, и участие Москвы в его подавлении способствовало усилению Москвы. Важную роль в данных событиях сыграл московский князь Иван Калита. Он отправился в Орду, предложил свою помощь в подавлении восстания и вместе с войском отправился в Тверь и силой заставил восставших сдаться. Действия Ивана Калиты способствовали ослаблению конкурента Москвы. Причинами восстания в Твери были недовольство тверичан насилием и произволом со стороны представителя Орды, а также неспособность тверского князя противостоять данному угнетению. Следствием стали подавление восстания и повышение авторитета Москвы.
Также важным событием в рамках усиления Москвы является Куликовская битва, произошедшая в 1380 г.
- эта битва показала, что борьбу русского
народа против ига возглавила именно Москва.
Процесс усиления Москвы в XIV веке имел большое влияние на историю России. Дальновидная политика московских князей, выражавшаяся, например, в выступлении на стороне Орды в тверском восстании и покупке Иваном Калитой соседних княжеств, способствовала достаточно быстрому развитию Москвы и территориальному расширению княжества, и вскоре оно начнет претендовать на роль объединителя русских земель: «при собирателе земель русских» Иване III, в XV веке, будут присоединены Новгород, Тверь и другие земли, и Москва уже полноценно будет считаться центром русских земель и столицей. Победа на Куликовом поле показала способность русского народа противостоять ордынской зависимости во главе с Москвой и вызвала моральный подъем и решимость в борьбе против зависимости, а также показала необходимость объединения русских земель в борьбе. Все это стало предпосылкой освобождения Руси от ига, которое произойдет ровно через сто лет, в 1480 году при стоянии на Угре. Именно благодаря переезду митрополита в Москву установились крепкие дружественные отношения между московскими князьями и церковью. Это выражалось в частой поддержке московских правителей со стороны церкви, в том числе идеологической: так, в XVI веке монах Филофей сформулирует и изложит концепцию «Москва - Третий Рим», согласно которой именно Москва является преемницей Рима как центра истинного христианства после Константинополя и, в отличие от предшественников, никогда не должна «пасть». Эта теория будет способствовать повышению авторитета Москвы как центра России и авторитета русского царя, подчеркивая высокое религиозное значение столицы.
Источник: История с Умскул, vk.com/alyaumschool