Поиск

Рекомендации к проверке задания № 25 (для экспертов)

Главное:

1) По К2 засчитывают формулировку: «принял командование», «приступил к руководству». Это сильно упрощает характеристику полководцев.

2) Результат действий допускается в клишированном виде.

Примеры таких бессодержательных клише из рекомендаций:

«Сталин издал приказ № 227, вследствие чего повысилась дисциплина в Красной Армии…»

«Митрополит Иларион написал «Слово о законе и благодати», что способствовало развитию древнерусской культуры».

«Суворов перешел через Альпы и спас тем самым остатки русской армии».

Судя по всему, к результатам действий не должно быть сильных придирок.

3) Важнейший момент: обязательно «должно быть указано событие (явление, процесс), в котором имели место данные действия, в противном случае подобные действия без указания события принимаются как самостоятельное событие по критерию К1».

Пример для иллюстрации (от меня): «Важнейшим аспектом оттепели была десталинизация (УКАЗАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ, В КОТОРОМ СЫГРАЛ РОЛЬ ПЕРСОНАЖ). Никита Хрущев на XX съезде КПСС выступил с докладом с осуждением культа личности Сталина (КОНКРЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ). В результате десталинизация в СССР пошла полным ходом, в частности, ускорились процессы амнистии и реабилитации жертв политического террора (РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ ХРУЩЕВА ДЛЯ УКАЗАННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ («ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ»)».

4) Удивительно, но в таких ситуациях засчитывается сразу две личности (т.е. ставится аж два балла по К2): «М. Егоров и М. Кантария водрузили знамя победы над Рейхстагом, что символизировало завершение Берлинской операции…»

В рекомендациях приводится еще более спорный пример по Минину и Пожарскому: «Пожарский вместе с Кузьмой Мининым формировали в Нижнем Новгороде Второе ополчение, для чего собирали средства, привлекали ратников из разных городов». Это считается конкретным действием и для Минина, и для Пожарского. Подчеркну, что для полной характеристики роли (и получения 2 баллов по К2) нужно еще прописать результат действий.

5) Характеристику роли зарубежных деятелей тоже будут засчитывать. Пример конкретного действия иностранца из рекомендаций: «Наполеон Бонапарт приказал основным силам «Великой армии» преследовать отступающую от Смоленска русскую армию с целью навязать ей генеральное сражение…»

6) По К3 засчитывается несколько причин одного события (было ясно и раньше, но хорошо, что это подтверждается).

7) Не засчитывается следственная связь от мотивации к действию. Понятно, почему: мотивацию всегда можно приписать. Антипример из рекомендаций: «Князь Святослав хотел быть похожим на своих предшественников – Игоря и Олега, поэтому он стал совершать походы на Византию». 

8) Следственная связь «Последствием Висло-Одерской операции является освобождение Варшавы» по К3 не засчитывается. Очевидно, потому что освобождение Варшавы произошло в ходе операции, но в рекомендациях этого объяснения четко не прописано. Между событием-причиной и событием-следствием должна быть какая-то временная дистанция.

9) По той же причине не засчитываются по К3 как следственные связи условия мирного договора. Это очень важно. Антипример (балл по К3 за это не засчитывается): «Вследствие подписания Портсмутского мира Россия потеряла южную часть острова Сахалин». Для лучшего понимания: потеря Южного Сахалина – это УСЛОВИЕ, а не последствие Портсмутского мира.

10) По К4 (оценка) не засчитывается «существование явления (органа) длительное время после завершения процесса (жизни личности) без объяснения влияния данного явления (органа) на дальнейшую историю России» (цитата из рекомендаций). Антипример из рекомендаций (балл по К4 не засчитывается): «Государственный совет просуществовал более 100 лет до революции 1917 года»

Таблица примеров и антипримеров конкретных действий для К 2 (из «Памятки для экспертов»):

Формулировки конкретных действий, которые предлагают засчитать (примеры):

Формулировки конкретных действий, которые предлагают не засчитывать (антипримеры):

«Александр II инициировал подготовку крестьянской и других реформ».

«Император подписал манифест/ грамоту/указ/распоряжение…»

«Сталин издан приказ № 227…»

«_____ выступил на заседании политбюро/государственной думы/на съезде партии»

«Хрущев выступил на XX съезда с докладом…»

«____________ выступил с речью»

«Черчиллем была произнесена речь…»

«______________ написал письмо к съезду/статью/книгу и т.д.»

«Сталиным была написана статья «Головокружение от успехов…»

«________ дал научное обоснование плана»

«______________ разработал план…»

Мой комментарий: в чистом виде участие без указания активности – лучше не рисковать, но предлагают засчитывать: 

 «_____________________ принял участие в разработке плана/проекта/операции»

«Жуков и Василевский разработали операцию «Уран»»

ВАЖНО. ЭТО БУДУТ ЗАСЧИТЫВАТЬ: 

«______________ приступил к руководству, командованию, принял командование…»

«_________________ непосредственно организовал кружок/комитет…»

«________________ готовил документы, разрабатывал документы/законы/декреты».

«________________ провозгласил себя императором/вождем/государем».

«Александр Матросов закрыл грудью амбразуру вражеского дота».

«Александр II сказал: «будет гораздо лучше, если отмена крепостного права будет произведена сверху, а не снизу».

«Дмитрий Донской расположил засадный полк в дубраве…»

ВАЖНО! НЕОБХОДИМО УКАЗЫВАТЬ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ/РАЗРАБОТОК. 

«Митрополит Иларион написал «Слово о законе и благодати»

«Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя».

«___________ родился».

«_______________умер».

«________ командовал армией и флотом».

«________ руководил страной».

«__________ руководил проведением реформ».

«Румянцев одержал победу над турками».

«Кутузов командовал войсками и разрабатывал стратегию».

«Ушаков тренировал матросов, и они разгромили флот турецкий флот благодаря выучке».

«Маршал Жуков принимал капитуляцию Германии и Японии» (присутствует ошибка – Жуков не принимал капитуляцию Японии)

«Ленин хотел построить коммунизм».

«____________ мечтал».

«___________ предполагал».

«___________ думал».

 Источник: Дмитрий Маховиков | Подготовка к ЕГЭ по истории

Популярные материалы