Поиск

Никон. Историческое сочинение

Патриарх является главой православной церкви. В 1652 году Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси стал Никон (Никита Минин). С его именем принято связывать такие события как церковная реформа патриарха Никона и церковный раскол Русской православной церкви.

С начала своего патриаршества Никон начал проводить церковную реформу, направленную на восстановление влияния церкви на общество. Причиной церковной реформы некоторые историки, такие как (Л. Гумилев, В. Вышегородцев) считали кризис прежней историософской доктрины «Москва – Третий Рим», ставшей в начале XVI в. официальной государственной идеологией Московского царства. Но концепция «Москва - третий Рим» способствовала появлению самозванцев в период Смуты (1604-1618, иногда 1598-1613), так как массы населения всерьёз считали, что царь является «наместником Бога на земле, а значит, династия Рюриковичей не может пресечься, ведь ей благоволит сам Бог! Авторитет церкви был подорван, поэтому нужно было придумать новую идеологическую концепцию, чтобы церковная организация восстановила свое значение.

Мозговым центром церковной реформы стал «кружок ревнителей древнего благочестия». Вследствие кружок распалось на две части из-за разногласий. Одна часть, возглавляемая протопопом Аввакумом, предлагала взять за основу церковного служения древнерусские церковные книги. Другая часть, возглавляемая Никоном, считала, что в качества руководства к действию надо брать греческие церковные книги и правила. В итоге патриарх Никон провел церковную реформу, целями которой стали унификация обрядов и установление единообразия церковной службы. Никон разослал в монастыри новые правила богослужения («Память»): писать имя Христа Иисус, креститься тремя перстами и т.д. Никон заручился поддержкой царя Алексея Михайловича, который считал патриарха своим «собинным» другом. Главным противником Никона в проведении реформ по преобразованию церковного служения стал протопоп Аввакум. Вместе со своими приверженцами, он не признавал реформу Никона. Аввакум написал «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором осуждал и бранил реформу Никона и самого патриарха. Аввакум призывал широкие слои населения восстать против Никона, рассылал по всей стране послания – «грамотки», в которых обличал никониан, ругал «бедного безумного царишку». Следствием реформ Никона стал раскол Русской православной церкви и общества в целом.

Еще одно событие, произошедшее при жизни Никона - это раскол Русской православной церкви. Одной из главных причин стала анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами. Кроме того, многим не нравилось стремление Никона к власти не только в духовной, но и политической жизни. Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов. Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, были противниками светского образования и культуры. Например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи. Старообрядцев поддерживали все слои населения (духовенство, бояре, казачество, крестьяне и другие), несмотря на крайние меры, предпринимаемые старообрядцами. Например, раскольники объявили, что для противостояния со «злом» нужно очищать свою душу с помощью огня – добровольно сжигать себя заживо. Последствием раскола русской православной церкви стало Соловецкое восстание, длившееся около 8 лет.

Историческое значение этих событий заключается в том, что, благодаря реформам Никона произошло укрепление международного положения Русской православной церкви, поскольку усилились ее связи с автокефальными православными церквями. Реформы способствовали возвращению епархий Украины в лоно Русской православной церкви. Последствия реформы Никона для общества наглядно демонстрирует художник Суриков В.И. на картине «Боярыня Морозова». Василий Иванович показывает, как широкие слои населения по разному относятся к аресту боярыни, которая показывает свое причастие к старообрядцам, подняв два перста. Петр первый, пользуясь падением авторитета церкви вследствие церковного раскола, упразднил патриаршество. Только Петр третий разрешил свободу вероисповедания, в результате чего преследования старообрядцев прекратились.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы